Какими автомобилями вдохновлялись создатели ГАЗ-24

Макет ГАЗ-24 за авторством Л. Циколенко и Н. Киреева в том виде, в котором он существовал в конце 1963 – начале 1964 года – ещё довольно сильно отличающийся от серийной машины, которую начнут выпускать серийно только с 1968-1969 года, а на конвейер поставят и вовсе в 1970. Фото из архива КЭО ГАЗ, публиковалось в книге А. Лекае “Лений Циколенко”. Всё внимание – на задний план. Там – как минимум часть ответа на вынесенный в заголовок вопрос.

Прошу прощения за немного кликбейтный заголовок ) более корректно было бы назвать эту запись так: “информация о внешности каких автомобилей была перед глазами у дизайнеров ГАЗа при создании облика ГАЗ-24 ?” Причём “перед глазами” в данном случае нужно понимать в самом что ни на есть буквальном смысле: фотографии и рисунки вполне конкретных американских автомобилей 1963 и 1964 модельных годов висели на стене дизайн-студии ГАЗа в качестве источника вдохновения для дизайнеров.

Разумеется, это не был единственный источник информации о зарубежном автопроме для сотрудников завода, но в данном случае нас интересует сам по себе твёрдо установленный факт: на заводе именно об этих моделях знали и определённое представление об их внешнем виде имели. И, конечно, весьма показательно, что все эти автомобили – сплошь американские. Ну не делали на ГАЗе “советский мерседес”, как бы этого ни хотелось кому-то из наших современников… в ту эпоху ориентиры, на которые стоило равняться в своём творчестве, были совершенно иные. Хотя, “Мерседесы” младших моделей на заводе тоже изучали, но уже позже – в качестве аналогов для сравнения с первыми опытными образцами новой “Волги”.

Многие автомобили я сумел опознать вплоть до модели и года:

  • 1964 Chrysler New Yorker (2 рисунка)
  • 1964 Rambler American 440
  • 1964 Rambler Classic / Ambassador (2 рисунка)
  • 1964 Chevrolet Chevy II / Nova (3 рисунка)
  • 1964 Ford Fairlane ? (не могу утверждать наверняка – слишком нечёткая картинка)
  • 1963 Mercury Comet (но под вопросом)
  • 1963 Ford Falcon

А для некоторых изображений мне даже удалось найти в Интернете сканы оригинальной рекламной литературы, из которой они были взяты. Некоторые брошюры оказались очень редкими…

И да, я уже постил эту фотографию с изображениями некоторых из представленных на ней американских авто в других местах, но наиболее полная версия – только здесь )

Первая картинка – крайняя левая из тех, что видны на фотографии – практически точно взята из вот этой брошюры, или же другого материала, воспроизводившего тот же рисунок (правый нижний угол):

Большое спасибо автору сайта PaintRef.com за выложенные сканы этой и других брошюр по старым “американцам”!

Сразу же бросаются в глаза фонари, по форме отдалённо напоминающий волговские. При желании можно найти какие-то общие моменты в пластике кузова, но не более того. Источника рисунка того же автомобиля на фоне живописного мостика мне, увы, найти не удалось.

На третьей слева фотографии изображён Rambler American 440 в кузове “кабриолет”:

По американским меркам это была “компактная” (несколько меньше “Волги” по размеру) и бюджетная машина, тем не менее, заслужившая в своё время весьма положительную оценку своего скромного, но аккуратно исполненного дизайна (дизайнеры Ричард “Дик” Тиг и Боб Никсон).

Четвёртой и пятой идут фотографии четырёхдверной…

…и двухдверной…

…версий также “компактного”, но всё же более высокого по классу, чем American, автомобиля той же саомй фирмы AMC – Classic и Ambassador. Почитать об этих автомобилях можно здесь.

На шестой, седьмой и восьмой позиции находятся фотографии из очень красиво оформленного (и крайне нечасто встречающегося) рекламного буклета, посвящённого “компактному” Chevrolet Chevy II модели 1964 года:

“Шеви II” выглядел примерно как уменьшенная версия полноразмерных “Шевроле” того же года – знаменитых “Бел Эйра” и “Импалы”, но снабжался в основном четырёхцилиндровым или совсем небольшими шестицилиндровыми моторами. В 1964 году в теории можно было заказать и V8, но таких машин сделали совсем немного (по американским меркам – пару десятков тысяч). Почитать про эту модель и её потомков можно вот тут.

Здесь опять видим поверхностное сходство формы задних фонарей, но главное – характерную “джи-эмовскую” профилировку боковины и выштамповку над задней колёсной аркой, которая почти дословно воспроизведена на ГАЗовском макете. И хотя арку впоследствии полностью переделали, сделав вырез более высоким и убрав выштамповку, несомненно, что строгий и современный “рубленный” стиль автомобилей General Motors тех лет в целом оказал значительное влияние на создателей “Волги”.

Девятая и десятая картинки очень нечёткие и “засвеченные”, но всё же по ним можно опознать фотографии Ford Fairlane / Fairlane 500 модели 1964 года, взятые из вот этой брошюры для Канады, на французском языке (правые части обоих разворотов):

Большое спасибо выложившему брошюру в Интернет Гансу Тангерунду (www.lov2xlr8.no) и сделавшему сами сканы Ивану Л’Эро.

Вероятно, существовала и англоязычная версия, но в Сети ищется только вот эта. Fairlane – это “среднеразмерный” автомобиль, построенный на увеличенной версии платформы Ford Falcon, но полностью отличавшийся от него по дизайну.

Наконец, на последнем изображении – 1963 Ford Falcon Futura Tudor из вот этой мега-редкой брошюры, посвящённой модельному ряду американского “Форда” в 1963 модельном году:

И да – это не купе, а именно “тудор”, двухдверный седан. У купе в том году не было центральной стойки крыши (кузов “хардтоп”) и отличалась форма задней стойки: она была более покатой, а крыша в целом – более низкой. Falcon в том году “донашивал” старый кузов, разработанный ещё в конце пятидесятых, с характерными для него “замыленными” обводами и сигарообразной боковиной. В 1964 модельном году появился новый, намного более угловатый, кузов – хотя и унаследовавший от своего предшественника крышу и многие внутренние панели. О всех этих автомобилях у меня тоже есть статья.

В завершение зададимся вопросом: это вообще нормально, иметь на видном месте в помещении, где ведётся работа над новым автомобилем, фотографии и рисунки его иностранных аналогов ? Вообще говоря – да, абсолютно нормально ) У дизайнеров, работающих над новым автомобилем, всегда перед глазами находятся изображения его одноклассников и будущих конкурентов. Если получается путём промышленного шпионажа добыть фотографии ещё не вышедших автомобилей или их макетов, построенных в дизайн-студии фирмы-конкурента – тем лучше ! Просто не у всех хватает смелости этот факт задокументировать для истории )

Ну и для людей, так сказать, особого склада говорю сразу: изображения этих машин просто висели на стенке в помещении, в котором работали дизайнеры Горьковского автозавода – не нужно от этого факта перескакивать к каким-либо глобальным выводам про то, кто там что у кого копировал. По картинкам машины не делаются. Кстати, натурные образцы заграничных автомобилей на заводе появились в ощутимых количествах лишь на год позже, к началу совместных испытаний с ходовыми макетами “Волги”.

Отправной точкой в создании “Волги” ГАЗ-24 стало, как это уже тысячу раз говорилось, рамное шасси “Чайки” ГАЗ-13. От уменьшенного подобия которого конструкторы со временем пришли к полностью оригинальной платформе с несущим кузовом – которая, впрочем, сохранили большую долю конструктивной преемственности с моделью большого класса. Дизайн создавался в рамках общего стиля, заданного американскими моделями тех лет, но тоже вполне оригинален. И как раз при сравнении построенного на ГАЗе макета с изображениями на стене хорошо видно, что о прямом копировании речи не шло.