К 75-летию «Победы». Так что же произошло 28 июня 1946 года ?

Эта статья открывает цикл публикаций, посвящённый автомобилю «Победа» М-20 (ГАЗ-20) и призванный расставить точки над «i» в некоторых из связанных с этим автомобилем вопросов – попутно опровергнув целый ряд популярных заблуждений и мифов.

Один из прототипов «Победы», построенных вручную в 1944-45 годах. История освоения автомобиля в производстве достаточно хорошо задокументирована, но, увы, это никак не мешает существованию связанных с ней заблуждений и откровенных выдумок.

Сегодня, 28 июня 2021 года, во многих посвящённых старым советским автомобилям сообществах празднуют знаменательную дату – 75 лет со дня освоения в производстве автомобиля «Победа», первого легкового автомобиля, целиком и полностью спроектированного и подготовленного к массовому производству в Советском Союзе, пусть и с заимствованием отдельных конструктивных решений и сохранением широкой преемственности с довоенными моделями завода.

При этом, разумеется, каждый раз перепечатывается повторяемая ещё со времён Льва Шугурова, Юрия Долматовского и прочих популяризаторов автомобильной истории эпохи семидесятых годов информация о том, что первый серийный экземпляр «Победы» был собран (а то и «сошёл с конвейера») именно 28 июня 1946 года. Для того, чтобы убедиться в массовой распространённости такого мнения, достаточно просто забить эту дату в строку поиска вашего интернет-браузера – и вы получите огромное множество ссылок, его воспроизводящих.

Между тем, в наше время появился доступ ко множеству исторических документов и прочих свидетельств, которые заставляют смотреть на многие моменты истории немного иначе, чем это было принято в своё время. Не является исключением и вопрос о дате начала выпуска автомобиля «Победа».

Наиболее прямым доступным нам свидетельством, касающимся процесса освоения этой модели в производстве и изготовления первых экземпляров «Победы», является хроника основных событий на заводе, которую вела выездная редакция газеты «Правда» на Горьковском автозаводе им. Молотова с 6 мая по 31 августа 1946 года, то есть – как раз в период освоения в производстве нового легкового автомобиля. Именно к ней мы и обратимся для установления фактов.

Все выпуски автозаводской «Правды» выложены на сайте “Победа-клуба”. Я не стану тащить сюда сами страницы газеты, а просто предоставлю взятую оттуда информацию и дам ссылки на оригиналы.

Фото сделано не позднее 28 июня 1946 года.

Первый двигатель модели М-20 был изготовлен в моторном цехе и сдан на сборку автомобиля 13 июня 1946 года – это указано в статье “Не время успокаиваться”, опубликованной в №46 автозаводской «Правды» от 28 июня того же года.

Первый кузов автомобиля «Победа» был сварен в кузовном цехе №1 не ранее 21 июня 1946 года, после чего передан в сборочный цех для дальнейших технологических операций — установки навесных деталей, окраски, шлифовки и обойки (установки потолка и обивок).

О готовности кузова №1 и его передаче в сборочный цех сказано в статье «Порочная практика» в №41 от 22 июня 1946 года, эта же информация подтверждается многочисленными упоминаниями находящегося на сборке и отделке первого кузова в выпусках, вышедших после 22 июня.

Кстати говоря, кое-где, например – на сайте gaz20.spb.ru, 21 июня 1946 года всё же упоминается – но то-ли как дата сборки первого экземпляра «Победы», то-ли как день, в который завод приступил к её выпуску, да ещё и с оговоркой «по другим источникам».

Увы, но, как мы могли увидеть, по сведениям, полученным из самых что ни на есть близких к рассматриваемым событиям источников, сборка первого экземпляра «Победы» фактически не была осуществлена ни 21 июня, ни 28 июня, ни вообще в июне 1946 года. Более того, как мы увидим далее – не была она окончена и в следующем месяце. Что же касается начала производства автомобиля, то, опять же, приведённая здесь информация наглядно демонстрирует, что изготовление отдельных узлов автомобиля велось и намного раньше, так что сказать, что в этот день завод «приступил к выпуску автомобилей» новой модели, тоже никак не получается.

Не выдерживает критики и высказывавшаяся на форумах гипотеза о том, что 21 или 28 июня 1946 года был якобы запущен сборочный конвейер. Дело в том, что конвейер по сборке «Победы» как таковой по состоянию на конец июня 1946 года существовал исключительно в виде проекта – об этом предельно ясно написано в статье «Проекты вместо конвейеров» в №45 от 27 июня.

В цехе сборки легковых автомобилей, примерно середина 1946 года. Один из первых кузовов «Победы» опускается на установленные в кондукторе агрегаты. Технология сборки ещё кустарная, ни о какой конвейере не идёт и речи. При конвейерном производстве эта операция будет осуществляться на кондукторном конвейере, по которому комплекты агрегатов и кузова пойдут непрерывным потоком. Пока до этого ещё очень далеко.

В №59 от 13 июля 1946 года четко указано, что, несмотря на срыв всех установленных сроков, до сих пор нет ни одного готового автомобиля «Победа», а сданный ещё в июне первый кузов, находится в сборочном цехе в ожидании деталей – как и второй кузов, сданный туда ещё 1 июля, ко внутренней отделке которого «ещё даже не приступили».

Та же информация повторена и в №60 от 15 июля 1946 года с чётким указанием на то, что первый кузов хоть и находится в большей степени готовности по сравнению со вторым, но всё ещё крайне далёк от статуса собранного автомобиля.

Вероятно, не самый первый, но всё же один из самых первых серийных автомобилей «Победа». Трёхэтажная решётка радиатора уже в конце 1946 или самом начале 1947 года будет заменена двухэтажной, с короткими двумя нижними «усами».

И только к 15 августа 1946 года был окончательно собран и отправлен на ходовые испытания первый автомобиль «Победа» – об этом чёрным по белому написано в №87 автозаводской «Правды» от того же дня, в статье с соответствующим заголовком.

Если же говорить о развёртывании поточного, конвейерного производства новой модели – то оно было осуществлено никак не ранее апреля 1947 года, а выход на расчётные объёмы выпуска в 20…30 тысяч автомобилей в год и вовсе произошёл лишь в начале пятидесятых годов, что стоило заводу огромного количества усилий.

Так откуда же взялась дата 28 июня 1946 года ?

Всё, скорее всего, было довольно просто: дело в том, что она была указана в Постановлении Государственного комитета обороны № ГКО-9905 «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» от 26 августа 1945 в качестве срока начала производства автомобиля «Победа» на Горьковском автомобильном заводе. Во всяком случае, об этом пишут вторичные источники – полный текст самого постановления найти мне не удалось.

Видимо, никаких других источников информации у писавших об этом в семидесятые – восьмидесятые годы, когда впервые возник интерес к истории первых советских послевоенных автомобилей, попросту не было, и указанная в постановлении дата некритически переписывалась вновь и вновь.

Что же на самом деле произошло на заводе 28 июня 1946 года ?

Если судить по материалам, представленным в автозаводской «Правде» – на Горьковском автомобильном заводе это была совершенно обычная, рядовая рабочая пятница, в которую всё шло своим чередом: обрастал деталями переданный на участок сборки первый кузов «Победы», сваривался в кузовном цехе второй кузов, который будет передан на сборку и отделку только 1 июля, на конвейере шла поточная сборка уже освоенных к тому времени грузовиков ГАЗ-51 – так далее, тому подобное.

Самое печальное во всей этой истории – это то, что приведённые здесь публикации уже давно введены в оборот, и ваш покорный слуга – далеко не первый, обративший внимание на несоответствие дат. Но, увы, информацию про освоение производства 28 июня 1946 перепечатывать из старых источников не перестали, и вряд ли перестанут в ближайшее время.

Разумеется, мне очень не хочется омрачать юбилейную дату: освоение в массовом производстве «Победы», когда бы оно ни произошло, было огромной победой советской автомобильной промышленности и стало этапным в её развитии. Но напомнить о том, что выбрана эта дата (как, в общем-то, и даты многих других праздников, приуроченных к историческим событиям) достаточно условно – тоже нужно.