Эта статья открывает цикл публикаций, посвящённый автомобилю «Победа» М-20 (ГАЗ-20) и призванный расставить точки над «i» в некоторых из связанных с этим автомобилем вопросов – попутно опровергнув целый ряд популярных заблуждений и мифов.
Сегодня, 28 июня 2021 года, во многих посвящённых старым советским автомобилям сообществах празднуют знаменательную дату – 75 лет со дня освоения в производстве автомобиля «Победа», первого легкового автомобиля, целиком и полностью спроектированного и подготовленного к массовому производству в Советском Союзе, пусть и с заимствованием отдельных конструктивных решений и сохранением широкой преемственности с довоенными моделями завода.
При этом, разумеется, каждый раз перепечатывается повторяемая ещё со времён Льва Шугурова, Юрия Долматовского и прочих популяризаторов автомобильной истории эпохи семидесятых годов информация о том, что первый серийный экземпляр «Победы» был собран (а то и «сошёл с конвейера») именно 28 июня 1946 года. Для того, чтобы убедиться в массовой распространённости такого мнения, достаточно просто забить эту дату в строку поиска вашего интернет-браузера – и вы получите огромное множество ссылок, его воспроизводящих.
Между тем, в наше время появился доступ ко множеству исторических документов и прочих свидетельств, которые заставляют смотреть на многие моменты истории немного иначе, чем это было принято в своё время. Не является исключением и вопрос о дате начала выпуска автомобиля «Победа».
Наиболее прямым доступным нам свидетельством, касающимся процесса освоения этой модели в производстве и изготовления первых экземпляров «Победы», является хроника основных событий на заводе, которую вела выездная редакция газеты «Правда» на Горьковском автозаводе им. Молотова с 6 мая по 31 августа 1946 года, то есть – как раз в период освоения в производстве нового легкового автомобиля. Именно к ней мы и обратимся для установления фактов.
Все выпуски автозаводской «Правды» выложены на сайте “Победа-клуба”. Я не стану тащить сюда сами страницы газеты, а просто предоставлю взятую оттуда информацию и дам ссылки на оригиналы.
Первый двигатель модели М-20 был изготовлен в моторном цехе и сдан на сборку автомобиля 13 июня 1946 года – это указано в статье “Не время успокаиваться”, опубликованной в №46 автозаводской «Правды» от 28 июня того же года.
Первый кузов автомобиля «Победа» был сварен в кузовном цехе №1 не ранее 21 июня 1946 года, после чего передан в сборочный цех для дальнейших технологических операций — установки навесных деталей, окраски, шлифовки и обойки (установки потолка и обивок).
О готовности кузова №1 и его передаче в сборочный цех сказано в статье «Порочная практика» в №41 от 22 июня 1946 года, эта же информация подтверждается многочисленными упоминаниями находящегося на сборке и отделке первого кузова в выпусках, вышедших после 22 июня.
Кстати говоря, кое-где, например – на сайте gaz20.spb.ru, 21 июня 1946 года всё же упоминается – но то-ли как дата сборки первого экземпляра «Победы», то-ли как день, в который завод приступил к её выпуску, да ещё и с оговоркой «по другим источникам».
Увы, но, как мы могли увидеть, по сведениям, полученным из самых что ни на есть близких к рассматриваемым событиям источников, сборка первого экземпляра «Победы» фактически не была осуществлена ни 21 июня, ни 28 июня, ни вообще в июне 1946 года. Более того, как мы увидим далее – не была она окончена и в следующем месяце. Что же касается начала производства автомобиля, то, опять же, приведённая здесь информация наглядно демонстрирует, что изготовление отдельных узлов автомобиля велось и намного раньше, так что сказать, что в этот день завод «приступил к выпуску автомобилей» новой модели, тоже никак не получается.
Не выдерживает критики и высказывавшаяся на форумах гипотеза о том, что 21 или 28 июня 1946 года был якобы запущен сборочный конвейер. Дело в том, что конвейер по сборке «Победы» как таковой по состоянию на конец июня 1946 года существовал исключительно в виде проекта – об этом предельно ясно написано в статье «Проекты вместо конвейеров» в №45 от 27 июня.
В №59 от 13 июля 1946 года четко указано, что, несмотря на срыв всех установленных сроков, до сих пор нет ни одного готового автомобиля «Победа», а сданный ещё в июне первый кузов, находится в сборочном цехе в ожидании деталей – как и второй кузов, сданный туда ещё 1 июля, ко внутренней отделке которого «ещё даже не приступили».
Та же информация повторена и в №60 от 15 июля 1946 года с чётким указанием на то, что первый кузов хоть и находится в большей степени готовности по сравнению со вторым, но всё ещё крайне далёк от статуса собранного автомобиля.
И только к 15 августа 1946 года был окончательно собран и отправлен на ходовые испытания первый автомобиль «Победа» – об этом чёрным по белому написано в №87 автозаводской «Правды» от того же дня, в статье с соответствующим заголовком.
Если же говорить о развёртывании поточного, конвейерного производства новой модели – то оно было осуществлено никак не ранее апреля 1947 года, а выход на расчётные объёмы выпуска в 20…30 тысяч автомобилей в год и вовсе произошёл лишь в начале пятидесятых годов, что стоило заводу огромного количества усилий.
Так откуда же взялась дата 28 июня 1946 года ?
Всё, скорее всего, было довольно просто: дело в том, что она была указана в Постановлении Государственного комитета обороны № ГКО-9905 «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» от 26 августа 1945 в качестве срока начала производства автомобиля «Победа» на Горьковском автомобильном заводе. Во всяком случае, об этом пишут вторичные источники – полный текст самого постановления найти мне не удалось.
Видимо, никаких других источников информации у писавших об этом в семидесятые – восьмидесятые годы, когда впервые возник интерес к истории первых советских послевоенных автомобилей, попросту не было, и указанная в постановлении дата некритически переписывалась вновь и вновь.
Что же на самом деле произошло на заводе 28 июня 1946 года ?
Если судить по материалам, представленным в автозаводской «Правде» – на Горьковском автомобильном заводе это была совершенно обычная, рядовая рабочая пятница, в которую всё шло своим чередом: обрастал деталями переданный на участок сборки первый кузов «Победы», сваривался в кузовном цехе второй кузов, который будет передан на сборку и отделку только 1 июля, на конвейере шла поточная сборка уже освоенных к тому времени грузовиков ГАЗ-51 – так далее, тому подобное.
Самое печальное во всей этой истории – это то, что приведённые здесь публикации уже давно введены в оборот, и ваш покорный слуга – далеко не первый, обративший внимание на несоответствие дат. Но, увы, информацию про освоение производства 28 июня 1946 перепечатывать из старых источников не перестали, и вряд ли перестанут в ближайшее время.
Разумеется, мне очень не хочется омрачать юбилейную дату: освоение в массовом производстве «Победы», когда бы оно ни произошло, было огромной победой советской автомобильной промышленности и стало этапным в её развитии. Но напомнить о том, что выбрана эта дата (как, в общем-то, и даты многих других праздников, приуроченных к историческим событиям) достаточно условно – тоже нужно.